Все статьи 11.05.2018

BMW и бездорожье. Стоит ли связываться?

В нашей стране как ни в одной другой наличие полноприводного «вездехода» достаточно актуально. В некоторых регионах это — суровая необходимость, в некоторых — отличное хобби и способ потратить свободное время и деньги.

Какой автомобиль выбрать для покорения грязи — вопрос тысячу раз обсужденный в интернете. Одно можно сказать — автомобили BMW, мягко говоря, далеко не в приоритете. Но если у Вас уже стоит в гараже полноприводный баварский “конь”, или есть жгучее желание приобрести для “off-road” авто именно этой марки, то сделаем краткий обзор на внедорожные возможности «бумеров».

Рассмотрим только модели X5 E53 и X3 E83, как самые доступные и относительно применимые к этому делу. Представлять новый X6M, который топят в болоте — совсем уж жестоко.

Автомобиль разрабатывался в конце 90-х годов, в это время BMW фактически владело маркой Land Rover. Так что готовых технических решений от именитых «вездеходов» можно было понадергать уйму. Но только система помощи на спуске перекочевала с Range Rover. Ни рамной конструкции, ни мостов, ни понижающей передачи в раздатке — ничего этого у BMW X5, разумеется , нет. Ведь он разрабатывался «немного» для других целей, и маркетологами был назван как SAV — Sport Activity Vehicle. Что имеется — посредственная геометрическая проходимость, бесполезные низкопрофильные шины в стандарте, трансмиссия с распределением момента по осям 38:62. Независимые подвески спереди и сзади с обширным применением алюминия. Спереди — или пружины, или пневмобаллоны, сзади — только пневматика. Ходы — короткие. Еще не передумали?

Из плюсов — удачный трехлитровый дизель, очень тяговитый и надежный. Он же использовался на ралли-рейдовых версиях (о них чуть ниже) Есть вероятность найти такой автомобиль с механической КПП (она устанавливалась и с бензиновым трехлитровым мотором). По геометрии — дорожный просвет 203мм, угол въезда 28 градусов, съезда — 22.5, угол рампы 16.

Как ни странно, автомобиль нередко дорабатывают именно для бездорожья! В первую очередь стоит установить лифт-комплект. Американские и немецкие компании выпускают комплекты с увеличением клиренса до 48мм. Увеличение достигается за счет проставок. Интереснее всего вариант от Fluid Motor Union — они предлагают комплект проставок из алюминиевого сплава 6061, обеспечивающие увеличение клиренса на 37мм (полтора дюйма).

Эти же ребята разработали кастомные силовые бампера для BMW E53! С ними уголы въезда-съезда значительно увеличиваются, и становится возможным установить шины диаметром 33» — а это уже вполне серьезно.

Стоит сказать, что американцы не забыли упомянуть, что машина все равно не предназначена для серьезных нагрузок. Хоть и их BMW X5 и проездил с доработанной подвеской тысячи миль без поломок, они предупреждают, что штатные элементы трансмиссии (в частности, дифференциалы, раздатка, полуоси) не рассчитаны на экстремальные нагрузки. И автомобиль, скорее щеголяет «геройским» видом, чем является полноценным вездеходом. Полностью с ними согласны.

Если все же пытаться довести «поднятую» машину до ума — стоит также задуматься над защитой днища, самоблокирующимися дифференциалами в редукторах ( да, и такое можно купить на E53!).

Другие энтузиасты пошли намного дальше с доработкой икс-пятого.

Стоит отметить безумный американский проект, который скорее можно отнести к категории «дичь-тюнинг», чем просто к подготовке к бездорожью. Некий Брайан Фостер не ограничился лифтом подвески, установкой больших колес и т. д. (о масштабах изменений можно догадываться только на фото, подробностей в сети немного). Главное — он поменял двигатель на V8 4.8 от Шевроле, и установил турбонагнетатель размером с ведро.

Есть даже видео, как это едет, правда, недолго:

Своеобразный проект, но объем работ впечатляет, и главное, чтобы владельцу нравилось!
Другой, гораздо более интересный проект. Постройка полноценного «покорителя камней» (rock crawler) из обычного BMW E53 4.4. Человек поставил себе цель, и несмотря на все сложности и сотни советов «зачем? это паркетник, это не джип», добился своего.

Итак, если вы хотите повторить этот путь, помимо лифта подвески, и замены бамперов, придется озаботиться защитой днища и радиатора, заменой КПП на механику, заменой элементов подвески на детали от Range Rover Sport, установкой электровентилятора. Забавный факт — опытным путем выяснилось, что E53 шноркель практически не нужен — штатный воздушный фильтр расположен достаточно высоко, и остается сухим даже в тот момент, когда в салоне вовсю плескается вода и шноркель начинает требоваться пассажирам.

С самодельными бамперами и лебедкой машина совсем растеряла свой представительно-солидный вид.
Далее — замена раздатки на Dana 300, адаптеры валов и новые карданы. Цель — получить полноценную понижающую передачу.

И финал — замена заднего подрамника на аналогичный от Range Rover 2003 года и его модификация.

В итоге получился вполне себе полноценный вездеход, который может заехать так далеко, куда не каждый трактор доберется. И при этом автомобиль на номерах (хотя в США и описанный выше корч с американским V8 и турбо тоже имеет регистрационную табличку), и , со слов владельца даже стандартная система стабилизации работоспособна! Такой последовательный и грамотный подход вызывает восхищение.

Теперь мы знаем, чего могут добиться простые (ну, не совсем) автолюбители от своих Х5 Е53. А чего же может сам завод?

Автомобиль BMW X5 X-Raid участвовал в марафоне Париж Дакар с 2002 по 2005 год. Представляет собой пространственную раму с композитными кузовными панелями, что-то вроде «силуэта», только внешне напоминающего на BMW Х5. Двигатель — трехлитровый дизель М57, мощность доведена до 275л.с. , момент — 600н.м.. Коробка передач- секвентальная от Sadev, 6 ступеней. Дифференциалы Xtrac. Тормозная система AP Racing с 6-поршневыми суппортами. Максимальная скорость — около 200км/ч (больше в пустыне и не нужно). Подвеска — независимая, со стойками Reiger. Ход — 250мм. Вес 1900 кг.

В целом — от стандартного «паркетника» тут только фары и блок двигателя. Крупных успехов добился только его преемник — «силуэт» BMW X3. А икс-пятый довольствовался четвертыми — восьмыми местами в Париж-Дакаре, и победами в менее престижных соревнованиях.

BMW X3

С первым кроссовером BMW все понятно, перейдем к его «младшему брату».

Тут все еще печальнее для покорения тяжелого бездорожья. Автомобиль построен на агрегатах третьей серии. Все те же минусы, что и у E53 — несущий кузов, короткоходная подвеска и прочее. Автомобиль, который на асфальте управляется практически как легковой — не может быть серьезным вездеходом. Но клиренс 203 мм и не очень большие свесы позволяют справляться с легким бездорожьем.

BMW X3 E83 Hartge
BMW X3 E83 Hartge

Что насчет тюнинга? Сумасшедших проектов из этой модели не делали. И лишь небезызвестная Hartge предлагает целый набор внедорожных «примочек»: и защита картера (740 евро), лифт подвески аж на 3 см, блокировки дифференциалов, и комплекты колес с «зубастой» резиной. Любопытно было бы взглянуть на статистику продаж.

Зато «дакаровский» BMW X3 завоевал множество побед в разных соревнованиях. Но по сути, к стандартному автомобилю он не имеет никакого отношения — силуэт из пластиковых панелей на пространственной раме, дизельный мотор на три литра.

Никакой беды в такой внедорожной «импотенции» Х3 Е83, разумеется, нет. Машина проектировалась совершенно для других целей, и получилась очень удачной. И сложно представить кого-то из ее одноклассников, покоряющим трофи-рейды.

Вывод: если у Вас есть твердые намерения построить полноценный вездеход из BMW — то нет ничего невозможного.

 

Статья о заводском BMW X3 CC подготовленным для ралли рейдов Париж Дакар

Другие статьи