Все статьи 14.04.2020

BMW X3 Cross Country покоряет ралли Дакар

НА БРЕЮЩЕМ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ



Команда X-raid готовится в Марокко к ралли “Дакар”. В подготовке также участвует новейший BMW X3 CC – первый дизельный автомобиль, который должен одержать победу в труднейшей для человека и машины гонке.

текст: Юлия Пааталоо (BMW Magazine 2004)

BMW X3 Cross Country E83

Чтобы получить неизгладимое впечатление от “пыток” ралли “Дакар”, достаточно всего несколько минут посидеть на переднем пассажирском сиденье рядом с пилотом Герленом Шишери. Уже первые метры на ВMW X3 CC – СС означает Сross Country – покажутся тестом на выносливость для человека и машины. Темп в 50 км/ч, который держит тест-пилот, на подлых кочках желтовато-серой пустыни заставляет почувствовать себя участником родео.

BMW X3 Cross Country E83

“Держитесь руками за штаны, иначе ваши руки будут просто так летать туда-сюда”, — посоветовал француз. С этим ладно, но ведь и голову швыряет из стороны в сторону, и желудок вместе со всем содержимым крутится, как барабан стиральной машины, и туго затянутые ремни безопасности на каждом подскоке врезаются в паховую область и плечи. Синяков мне не избежать, а ведь Шишери еще даже не разогнался как следует. По настоящему он сделает это только сейчас. Спасите!

BMW X3 Cross Country E83

Мотор ревет, как дикий бык, готовый броситься на красную тряпку. Шишери бросает XЗ СС в поворот. Автомобиль опасно кренится в сторону — нет, ничем хорошим это не кончится, но XЗ СС всего лишь сильно встряхнуло, и, когда он вновь поехал прямо, уже разогнавшись до 150 км/ч, произошло чудо: ехать стало спокойнее, автомобиль буквально летел по марокканской пустыне и лишь время от времени касался земли. Как лыжник на неровной трассе, он с приростом скорости попросту пролетал впадины. В таких диких гонках Шишери далеко не новичок, ведь прежде чем открыть в себе страсть к ралли, он в 2002 году стал чемпионом мира в экстремальном лыжном спорте. Постепенно поездка перестала казаться такой неистовой, как это было в начале, и это результат восьми дней напряженных испытаний в Эрфуде, в восточном Марокко. 16 различных настроек амортизаторов испробовали Шишери и другие гонщики команды Х-raid на абсолютно новой разработке – BMW X3 CС. “Мы выбрали именно эту местность, потому что здесь самые подходящие, жесткие условия, -объясняет Свет Квандт, шеф и владелец команды X-гаid. – Над амортизаторами мы работаем особенно интенсивно, так как большая доля успеха, свыше 30%, зависит именно от них. В программе испытаний у нас были все варианты: от “зубодробительных” до сверхмягких”.

BMW X3 Cross Country E83

15-я по счету настройка оказалась уже совсем близкой к идеалу. Такой же была и помощь фирмы Reiger Racing Suspension из Голландии с ее специалистами в области амортизаторов. Герард Зезинг, директор этого среднего по размерам предприятия, лично приехал в Эрфуд, чтобы своими руками покрутить гайки и определить пределы возможного. Естественно, он мог бы продать свои разработки всем участвующим в ралли командам и заработать на этом много денег. “Но мне важны не деньги, а то, что мы вместе чего-то достигнем”, – говорит Зезинг. Именно поэтому для XЗ СС он создал амортизаторы, которые имеют гораздо больше вариантов настроек. Таким образом, должна ВОПЛОТИТЬСЯ мечта Квандта, который надеется первым в мире выиграть это знаменитое пустынное ралли с дизельным автомобилем.

Сегодня после обеда вновь предстоит полет. Мотор XЗ СС отчетливо отзывается мягким басом, как только Шишери заводит его. К звуку двигателя добавляется рев двух турбо-нагнетателей. Стоит французу включить первую передачу, как раздается резкий грохот, и вот уже позади автомобиля от земли отрывается вертолет. Несущий винт поднимает облако песка, а через несколько секунд вертолет уже вплотную преследует X3 СС. Автомобиль, как ракета, несется по песку и на прямой развивает скорость до 180 км/ч. Колеса подпрыгивают в быстром ритме, повторяя рельеф покрытия, но шасси мягко плывет по волнам вымышленной “дороги”. Как только XЗ СС приходится прорываться сквозь дюны, песок начинает лететь из-под колес, как вода. Квандт на вертолете прописывает в точности такую же траекторию, а высота тем временем пять метров! Позади месяцы упорного труда над лучшей машиной. Новый XЗ СС был создан за рекордно короткий срок. В конце января 2005 года были представлены первые чертежи. XЗ СС — это последователь X5 СС, участвовавшего в трех последних ралли “Дакар”. В мае пилоты команды испробовали первые идеи на испытательном полигоне фирмы Мagna Steyr в Эрцберге. На временном варианте под названием “Франкенштейн”. Решающая модификация в разработке покорителя пустынь коснулась двигателя: его опустили чуть ниже и слегка сместили назад. 27 июня фирма Маgna Steyr совместно с гоночной командой Х-гаid начала строительство этого автомобиля. Он был готов всего за семь недель, и гоночный XЗ получился очень похожим на серийную, “гражданскую” версию. Первое же испытание, проведенное 17 августа в Эрцберге, ХЗ СС выдержал блестяще. На одометре автомобиля еще не было и трех километров, когда основной пилот команды Нассер аль-Атия из Катара впервые оторвал его от земли и совершил прыжок. Квандт смеется, вспоминая, как некоторые люди тогда подходили и советовали ему немедленно убрать гоншика из-за “штурвала”, так как тот, по-видимому, сошел с ума. XЗ СС выдержал это испытание без потерь. Так же, как и последующие тестовые заезды в городе Алес на юге Франции. Hо для приключений «Дакара» спецмодель еще не совсем готова, В Эрфуде выявились проблемы с радиаторами, крепления которых ослабли во время тестов. “Но это уже не принципиальные проблемы, а всего лишь быстро устранимые мелочи”,— считает Квандт.


Решающим козырем X3 СС считается трехлитровый дизельный двигатель ВMW с двумя турбинами.

К примеру, на серийном ВMW 535d этот дизель выдает 272 л. с., а в X3 СС немного больше. Вместе с техниками команды Х-гаid эксперты ВМW по дизельным двигателям оптимизировали мотор для участия в ралли. Они повысили мощность и модифицировали характер изменения крутящего момента, благодаря чему пилотам XЗ СС высокий крутящий момент доступен в более широком диапазоне оборотов. Но самым большим преимуществом этого дизеля можно считать низкий расход. Для XЗ СС достаточно бака объемом 367 литров, в то время как бензиновым двигателям необходим запас в 500-600 литров. “Это важное преимущество прежде всего на длинных этапах, так как мы всегда можем идеально сбалансировать автомобиль даже с полным баком, – объясняет Квандт. – На бензиновых двигателях этого не добиться”. 31 декабря 2005 года ралли “Дакар” стартует в Лиссабоне. Команда Х-гаid намерена бросить в борьбу два своих XЗ СС и два Х5. Три пилота уже утверждены: Нассер аль-Атия, Альфи Кокс из Южной Африки и Хосе-Луис Монтерде из Испании. Кокс сгорает от нетерпения: “Раньше я участвовал в ралли “Дакар” только на мотоцикле, – рассказывает он. – Если автомобиль по-настоящему быстрый, то он будет подпрыгивать так же, как и мотоцикл, а мне это очень нравится. К тому же я смогу полюбоваться сказочно красивым ландшафтом”. Но комфортной эта “прогулка” по пустыне вряд ли получится. Слишком большими будут нагрузки. Шеф команды при этом, скорее, страдает от нервных переживаний: “Ралли в Дакар подразумевает 14 дней постоянного напряжения, двадцать четыре часа в сутки, – говорит Свен Квандт. – Каждый вечер нервничаю, удастся ли за ночь вновь привести автомобиль в порядок. А весь день потом я просто надеюсь, чтобы не случилось чего похуже. Ведь в ралли “Дакар” может случиться все, что угодно”.

BMW X3 Cross Country E83

 

ТЕХ ДАТА

Двигатель: дизельный BMW Biturbo
Рабочий объем: 3000 см3
Мощность: 275 л.с./202 кВт при 4000 об/мин
Крутящий момент: 605 Нм при 2800 об/мин
Собственная масса: 1900 кг
Кузов: несущий каркас с компонентами из кевлара и карбона

BMW Motorsport X3

bmw x3cc e83 frame

bmw x3cc e83 frame

bmw x3cc e83 frame

bmw x3cc e83 interior

Другие статьи