BMW X3 Cross Country покоряет ралли Дакар
НА БРЕЮЩЕМ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ
Команда X-raid готовится в Марокко к ралли «Дакар». В подготовке также участвует новейший BMW X3 CC — первый дизельный автомобиль, который должен одержать победу в труднейшей для человека и машины гонке.
текст: Юлия Пааталоо (BMW Magazine 2004)
Чтобы получить неизгладимое впечатление от «пыток» ралли «Дакар», достаточно всего несколько минут посидеть на переднем пассажирском сиденье рядом с пилотом Герленом Шишери. Уже первые метры на ВMW X3 CC — СС означает Сross Country — покажутся тестом на выносливость для человека и машины. Темп в 50 км/ч, который держит тест-пилот, на подлых кочках желтовато-серой пустыни заставляет почувствовать себя участником родео.
«Держитесь руками за штаны, иначе ваши руки будут просто так летать туда-сюда», — посоветовал француз. С этим ладно, но ведь и голову швыряет из стороны в сторону, и желудок вместе со всем содержимым крутится, как барабан стиральной машины, и туго затянутые ремни безопасности на каждом подскоке врезаются в паховую область и плечи. Синяков мне не избежать, а ведь Шишери еще даже не разогнался как следует. По настоящему он сделает это только сейчас. Спасите!
Мотор ревет, как дикий бык, готовый броситься на красную тряпку. Шишери бросает XЗ СС в поворот. Автомобиль опасно кренится в сторону — нет, ничем хорошим это не кончится, но XЗ СС всего лишь сильно встряхнуло, и, когда он вновь поехал прямо, уже разогнавшись до 150 км/ч, произошло чудо: ехать стало спокойнее, автомобиль буквально летел по марокканской пустыне и лишь время от времени касался земли. Как лыжник на неровной трассе, он с приростом скорости попросту пролетал впадины. В таких диких гонках Шишери далеко не новичок, ведь прежде чем открыть в себе страсть к ралли, он в 2002 году стал чемпионом мира в экстремальном лыжном спорте. Постепенно поездка перестала казаться такой неистовой, как это было в начале, и это результат восьми дней напряженных испытаний в Эрфуде, в восточном Марокко. 16 различных настроек амортизаторов испробовали Шишери и другие гонщики команды Х-raid на абсолютно новой разработке — BMW X3 CС. «Мы выбрали именно эту местность, потому что здесь самые подходящие, жесткие условия, -объясняет Свет Квандт, шеф и владелец команды X-гаid. — Над амортизаторами мы работаем особенно интенсивно, так как большая доля успеха, свыше 30%, зависит именно от них. В программе испытаний у нас были все варианты: от «зубодробительных» до сверхмягких».
15-я по счету настройка оказалась уже совсем близкой к идеалу. Такой же была и помощь фирмы Reiger Racing Suspension из Голландии с ее специалистами в области амортизаторов. Герард Зезинг, директор этого среднего по размерам предприятия, лично приехал в Эрфуд, чтобы своими руками покрутить гайки и определить пределы возможного. Естественно, он мог бы продать свои разработки всем участвующим в ралли командам и заработать на этом много денег. «Но мне важны не деньги, а то, что мы вместе чего-то достигнем», — говорит Зезинг. Именно поэтому для XЗ СС он создал амортизаторы, которые имеют гораздо больше вариантов настроек. Таким образом, должна ВОПЛОТИТЬСЯ мечта Квандта, который надеется первым в мире выиграть это знаменитое пустынное ралли с дизельным автомобилем.
Сегодня после обеда вновь предстоит полет. Мотор XЗ СС отчетливо отзывается мягким басом, как только Шишери заводит его. К звуку двигателя добавляется рев двух турбо-нагнетателей. Стоит французу включить первую передачу, как раздается резкий грохот, и вот уже позади автомобиля от земли отрывается вертолет. Несущий винт поднимает облако песка, а через несколько секунд вертолет уже вплотную преследует X3 СС. Автомобиль, как ракета, несется по песку и на прямой развивает скорость до 180 км/ч. Колеса подпрыгивают в быстром ритме, повторяя рельеф покрытия, но шасси мягко плывет по волнам вымышленной «дороги». Как только XЗ СС приходится прорываться сквозь дюны, песок начинает лететь из-под колес, как вода. Квандт на вертолете прописывает в точности такую же траекторию, а высота тем временем пять метров! Позади месяцы упорного труда над лучшей машиной. Новый XЗ СС был создан за рекордно короткий срок. В конце января 2005 года были представлены первые чертежи. XЗ СС — это последователь X5 СС, участвовавшего в трех последних ралли «Дакар». В мае пилоты команды испробовали первые идеи на испытательном полигоне фирмы Мagna Steyr в Эрцберге. На временном варианте под названием «Франкенштейн». Решающая модификация в разработке покорителя пустынь коснулась двигателя: его опустили чуть ниже и слегка сместили назад. 27 июня фирма Маgna Steyr совместно с гоночной командой Х-гаid начала строительство этого автомобиля. Он был готов всего за семь недель, и гоночный XЗ получился очень похожим на серийную, «гражданскую» версию. Первое же испытание, проведенное 17 августа в Эрцберге, ХЗ СС выдержал блестяще. На одометре автомобиля еще не было и трех километров, когда основной пилот команды Нассер аль-Атия из Катара впервые оторвал его от земли и совершил прыжок. Квандт смеется, вспоминая, как некоторые люди тогда подходили и советовали ему немедленно убрать гоншика из-за «штурвала», так как тот, по-видимому, сошел с ума. XЗ СС выдержал это испытание без потерь. Так же, как и последующие тестовые заезды в городе Алес на юге Франции. Hо для приключений «Дакара» спецмодель еще не совсем готова, В Эрфуде выявились проблемы с радиаторами, крепления которых ослабли во время тестов. «Но это уже не принципиальные проблемы, а всего лишь быстро устранимые мелочи»,— считает Квандт.
Решающим козырем X3 СС считается трехлитровый дизельный двигатель ВMW с двумя турбинами.
К примеру, на серийном ВMW 535d этот дизель выдает 272 л. с., а в X3 СС немного больше. Вместе с техниками команды Х-гаid эксперты ВМW по дизельным двигателям оптимизировали мотор для участия в ралли. Они повысили мощность и модифицировали характер изменения крутящего момента, благодаря чему пилотам XЗ СС высокий крутящий момент доступен в более широком диапазоне оборотов. Но самым большим преимуществом этого дизеля можно считать низкий расход. Для XЗ СС достаточно бака объемом 367 литров, в то время как бензиновым двигателям необходим запас в 500-600 литров. «Это важное преимущество прежде всего на длинных этапах, так как мы всегда можем идеально сбалансировать автомобиль даже с полным баком, — объясняет Квандт. — На бензиновых двигателях этого не добиться». 31 декабря 2005 года ралли «Дакар» стартует в Лиссабоне. Команда Х-гаid намерена бросить в борьбу два своих XЗ СС и два Х5. Три пилота уже утверждены: Нассер аль-Атия, Альфи Кокс из Южной Африки и Хосе-Луис Монтерде из Испании. Кокс сгорает от нетерпения: «Раньше я участвовал в ралли «Дакар» только на мотоцикле, — рассказывает он. — Если автомобиль по-настоящему быстрый, то он будет подпрыгивать так же, как и мотоцикл, а мне это очень нравится. К тому же я смогу полюбоваться сказочно красивым ландшафтом». Но комфортной эта «прогулка» по пустыне вряд ли получится. Слишком большими будут нагрузки. Шеф команды при этом, скорее, страдает от нервных переживаний: «Ралли в Дакар подразумевает 14 дней постоянного напряжения, двадцать четыре часа в сутки, — говорит Свен Квандт. — Каждый вечер нервничаю, удастся ли за ночь вновь привести автомобиль в порядок. А весь день потом я просто надеюсь, чтобы не случилось чего похуже. Ведь в ралли «Дакар» может случиться все, что угодно».
ТЕХ ДАТА
Двигатель: дизельный BMW Biturbo
Рабочий объем: 3000 см3
Мощность: 275 л.с./202 кВт при 4000 об/мин
Крутящий момент: 605 Нм при 2800 об/мин
Собственная масса: 1900 кг
Кузов: несущий каркас с компонентами из кевлара и карбона