Вилли Хубер – Художник по металлу живущий у озера
Вилли Хубер в формуле-2 HH48
Целые тома написаны о гонщиках и автомобильных дизайнерах, и они всегда привлекают аудиторию. Но мало кто говорит о людях за кулисами, которые выполняют всю грязную работу – механиках. А ведь среди них есть поистине гениальные люди. Это история об одном крайне одарённом человеке, который считался одним из лучших в своем деле.
Вильгельм Хубер (Wilhelm Huber) родился на острове Фрауенинзель, что на озере Кимзе, 8 октября 1910 года. После окончания школы, он отучился на механика. Во времена великой депрессии без особых трудностей нашёл работу, на стройке Баварского замка на соседнем острове. Выполнять свою работу было не просто, дворец баварского монах был больше похож на нескончаемую строительную площадку и работа была не особо интересной, да и платили очень мало. Но юному Вилли сильно повезло, когда на его остров в дом отдыха приехал один из ведущих инженеров BMW. Так 17 октября 1933 года он занял должность механика в BMW, в отделе возглавляемым Рудольфом Шлейчером (Rudolf Schleicher) который создавал и тестировал двигатели.
Навык ведения переговоров Вилли о заработной плате был крайне плох, поэтому начальная заработная плата составила скромные 65 пфеннигов, но зато он нашёл действительно интересную ему работу. Даже не смотря на то что отдел тестирования в то время всё ещё располагался в старом деревянном здании, именно там Вилли Хубер научился навыкам, которыми он пользовался всю жизнь. В отделе было проведено огромное количество испытаний прототипов и новых концептов, а именно как они себя поведут в повседневной ситуации, а также на гоночном треке. Хуберу разрешили работать над рекордными моделями Эрнста Хенна (Ernst Henne), а также довольно часто отправляли в качестве механика на различные гоночные мероприятия. Позже он стал механиком Эрнста вон Делиуса (Ernst von Delius). Когда BMW, осенью 1936 года, открыли первый гоночный отдел, Хубер был одним из первых, кто начал тестировать новую модель 328 на гоночной трассе, но он никогда не садился за руль этих спортивных машин, так как у него не было водительских прав. Тем не менее его знание о работе двигателя, сделало его незаменимым членом команды, которая занималась созданием и развитием спортивного автомобиля, который должен был оставить свой след на гоночной арене 1930-х годов, как в Германии так и за её пределами.
Hermann Holbein в HH47 на старте Hockenheim 1947
Трудолюбие и огромное мастерство Хубера не остались незамеченными Шлейчером, как результат его заработная плата заметно увеличивалась. Шлейчер был полон решимости сделать из него молодого протеже. Новый автомобиль дебютировал за границей 28 июля 1936 года на Гран-при в Монлери, Франция. В состав трёх команд гонщиков входили Ernst Henne/Bobby Kohlrausch, Fritz Roth/Christian kautz and Aldington/ Fane. Это было незадолго до того как у машин появилась проблема с прорезанием зубов. Каутц был первым ко вернулся в бокс, после того как из под его BMW полетели искры. Его опорный кронштейн двигателя сломался, а карданный вал стал задевать за раму кузова. Но так как ни сварочного оборудования, ни запасных частей не было, Хуберу пришлось стабилизировать двигатель с помощью рычага, удерживаемого проволокой между трубами рамы.
Было ясно, что это экстренное решение долго не продержится, но цель тогда стояла другая, набраться опыта. Вскоре BMW Хенна сошла с трассы по той же причине. Алдингтон и Фейн продержались дольше всех, но для этого Хуберу пришлось заменить их машины.
Слева: Редкий снимок механика за работой: Вилли Хубер сваривает автомобильный домкрат на Милле Милья 1938 года. Справа: Первый рамный кузов — Хайнц Зауэрманн в своем BMW Special.
После того как найденные недостатки были исправлены, ни один соперник не мог сравниться с BMW 328 на трассе. По всей Европе он одерживал победу за победой. Завод продолжал посылать опытных гонщиков на трассы, чтобы те давали обратную связь как ещё улучшить машину. На бесчисленном количестве таких мероприятий Хубер присутствовал лично, как преданный механик. Но его место было не только со сторон технической поддержки, в 1938 году он также проехал всю трассу Mille Miglia в качестве штурмана, вместе с Эрнстом Хенне и Юли Ричтером. У него действительно был талант навигатора. Мюнхенский пилот Фритц Рот (Fritz Roth) взял его c собой на международные альпийские испытания 1938 и 1939 годов в качестве штурмана. Победа как в классе так и общая показывает то что Хубер чётко знал что делать с секундомером и картой маршрута.
Было несколько мероприятий за границей, связанных с автоспортом, которые имели больше приключенческий характер, не же ли хорошо организованное спортивное мероприятие. В 1938 году Хубер был отправлен в Англию для участия в Tourist Trophy в Донингтоне. Из-за нехватки иностранной валюты, в германском рейхе ему выдали четыре фунта стерлинга дорожными чеками вместе с 250 серебряными рейх марками, которые он должен был обменят в английском банке. Он очень быстро потратил половину в порту Бремена, когда капитан судна попросил сразу оплатить валютой.
Отчаянные поиски фунтов стерлингов.
Когда он прибыл в Лондон, Хубер, как и было условлено пошёл в Барклай банк, но никто не хотел давать этому «гитлеровцу» фунты взамен на его немецкие марки. Поэтому он решил отправиться в соседний город, где Фрейзер Нэш (Frazer Nash), британский импортер BMW, его встретил. Но так как босса Алдингтона (H.J. Aldigton) не было на месте, а его заместитель был не совсем благосклонен к немцу, то и там он не нашёл помощи. Поэтому он решил отправиться обратно. Было очевидно что с двумя фунтами он далеко не уедет, поэтому он решил переночевать в Гайд парке. Но вскоре он решил пройтись по улицам Лондона, чтобы скоротать время. Он зашёл в паб, где он встретил знакомое лицо. Это был механик британского гонщика Эрла Хови (Earl Howe). Он должен был заниматься с тормозами машины Эрла. Но после того как он выпил слишком много алкоголя, он был больше не в состоянии делать свою задачу. Хуберу пришлось взяться за эту работу. За это, механик дал ему пачку фунтов стерлингов .
Затем последовало ещё больше гонок в стране и за границей. Поскольку политическая ситуация в Европе продолжала ухудшаться, Шлейчер позаботился о том чтобы любимого механика не забрали на службу. Он заставил соответствующие органы вермахта признать Вилли незаменимым. Также Хубер получил зарплату намного выше средней.
HH47
Вилли Хубер продемонстрировал выдающиеся навыки, когда дело дошло до работы с кузовными панелями. Помимо изготовления обтекателей для мотоциклов, ему также разрешили работать с алюминиевыми кузовами гоночных автомобилей BMW. Лидерами кузовостроения того времени были итальянцы. Бесспорно, миланская компания Coachbuilders Touring разработала принцип «superleggera» облегченной конструкции с использованием филигранной трубчатой пространственной рамы, покрытой тонкой алюминиевой обшивкой. По заказу Высшего Национального Сообщества Спортивных Автомобилей Германии (ONS) весной 1939 года здесь велись работы по созданию кузова купе для шасси BMW 328. Модель, которая впоследствии выиграла Mille Miglia 1940 года. Вилли был направлен в компанию на несколько недель с целью поработать вместе с итальянцами и углубить свои знания в области обращения с алюминием. Многому еще предстояло научиться, особенно в области сварки алюминия. Вполне вероятно, что он также участвовал в создании кузовов для родстеров Mille Miglia.
Необычный груз — гоночный автомобиль на озере Кимзе. Вилли Хубер (в центре) за
работой над кузовом для болида HH49 с двумя помощниками.
Но специализация Хубера заключалась в гоночных двигателях. Головки блока цилиндров всех пяти автомобилей Mille Miglia были его собственной работой. Он сделал все возможное, чтобы двигатели были пригодны для гонок. Когда они были отправлены на автобан для финального пробного заезда незадолго до гонки. Он дал водителям очень подробные инструкции, как обращаться с двигателями, но они просто упирались ногой в пол. В тот вечер было обнаружено три поврежденных двигателя. Хубер работая всю ночь, сумел починить два из них. Когда он собирался передать третий двигатель другому механику, Эрнсту Луфу (Ernst Loof), возглавлявшему тогда гоночное подразделение, пригрозил что не возьмёт его на мероприятие.
Лишённый сна Хубер всё таки починил третий двигатель.
Его последнее задание в качестве штурмана было в конце августа 1940 года, на гонке в городе Брасов, Румыния. Он в тайне пробрался на место проведения гонки, для того чтобы убедиться, что она не может быть проведена из-за военной ситуации.
AFM Type 50 для нюрнбергского гонщика Фрица Рисса. В 1950 году на Schauinsland
Hillclimb он одержал победу в классе гоночных автомобилей Формулы 2.
Закрытие гоночного подразделения в апреле 1941 года означало участия Вилли Хубера в войне. Он уже был обучен работе с авиадвигателем 801 и знал силовую установку вдоль и поперек. Хотя ему нравилась его работа, он упустил возможность лично проверить результаты. Даже во время войны контакты между сотрудниками BMW не прерывались. Хубера отправили в Париж, где на бывших фабриках Gnome & Rhône и Hispano Suiza были созданы ремонтные мастерские для фронта. Возглавлял этот отдел Герман Гольбейн, бывший инженер отдела испытаний шасси BMW. И таким образом, старый знакомый, в силу своего организаторского таланта отправлял Вилли Хубера в горячие точки. Он стал ездить по командировкам в Аржантей, Сен-Альбер и Клермон-Ферран, где сам руководил большими группами сборщиков, работу, которую, строго говоря, должен был выполнять главный мастер.
Только последний из автомобилей получил этот значок как знак своего происхождения.
За его заслуги на войне он был назначен главным сборщиком. После ликвидации военных ремонтных мастерских он вернулся в Мюнхен и перешел в отдел технического обслуживания, где отвечал за испытания и утверждение двигателей. Когда война закончилась, ему пришлось распрощаться с BMW. 20 апреля 1945 года он был уволен в связи с приостановкой производства.
Гоночные автомобили пересекают озеро
Хубер вернулся во Фрауэнинзель, где открыл небольшую мастерскую. Первоначально выполнял ремонт лодок и лодочных моторов для американских оккупационных войск. Как-то надо было держаться на плаву в этой опустошенной стране. В конце 1946 года появился свет в конце туннеля. Эрнст Луф, оказавшийся в Лайнау, небольшой баварской деревушке недалеко от Кауфбойрена, написал ему об интересном проекте: он планирует снова заняться производством спортивных гоночных автомобилей. Они должны были базироваться на шасси и двигателе BMW 328, но с совершенно другим кузовом. Еще во время войны, National Socialist Motoring Corps поручил компании Touring of Milan построить три родстера с обтекаемыми кузовами понтонного типа для участия в марафоне Берлин-Рим. Но поскольку гонка так и не материализовалась, они остались нетронутыми. Луф использовал их, и Хубер отправился в Лейнау, чтобы вернуться к работе, как в старые времена.
Когда он приехал, он увидел, что всё мало походило на то, что обещал ему Луф. Вместо нормального место работы он обнаружил лишь свалку. Но Хубер выстоял, и в течение трех месяцев был завершен кузов для BMW 328 Special, предназначенного для мюнхенского бизнесмена Хайнца Зауэрманна. У Луфа выстроились в очередь еще два покупателя на его новый спортивный гоночный автомобиль, а именно Герман Гольбейн и Карл Клинг. Но когда неприемлемые условия работы уже не возможно было терпеть. Луф и Хубер расстались.
После Гольбейн взял строительство своей спортивной гоночной модели в свои руки. Он пригласил Хубера присоединиться к нему в Херрлингене недалеко от Ульма. Работать предстояло в собственном гараже Гольбейна рядом с его виллой. Это было гораздо приятнее, чем на его последнем рабочем месте. Когда соседи стали жаловаться на сильный шум в этом тихом жилом районе, Хубер обратился в местную мастерскую, где вместе со слесарем Вильгельмом Бройнингом собрал автомобиль.
Хуберт построил последний AFM Type 50 для Вилли Хикса в 1952 году
Внешне автомобиль едва ли можно было отличить от Sauermann BMW. BMW Голбейна, изначально был синий, а затем серебристого цвета, позже получил маркировку HH47. Аббревиатура HH расшифровывалась как Hermann Holbein, а 47 модельный год. На предстоящий сезон у Гольбейна уже были новые планы. Он проектировал одноместный гоночный автомобиль для только что запущенной Формулы 2 и поручил Вилли Хуберу построить всю машину, включая настройку двигателя.
Но Хубер устал от такой жизни, и захотел работать дома, и нигде больше. Поэтому теперь он трудился только в своей мастерской на Фрауенинзель. Но сделанные им машины, было невозможно тестировать на острове. Поэтому прошлось перевозить их паромом. А заказанную Голбейном машину для формулы 2, он сделал в 1949 году. Она получила название HH49.
Транспортные средства любого типа
Еще один старый знакомый тоже увлекся его работой. Алекс фон Фалькенхаузен, который работал в BMW c 1930-х годов дизайнером отдела мотоциклов, сделал себе имя не только как отличный гонщик, но и как дизайнер своих собственных машин. Два автомобиля под маркой AFM (Alexander von Falkenhausen München) сезона 1949 года, которыми управлял он сам, Ганс Штук и Тедди Форстер, были переделаны неизвестным человеком. По-видимому, ему не понравилось качество изготовления этих проектов, поскольку у него были кузова для трех последующих одноместных автомобилей Type 50, построенных Хубером на его острове. Записи показывают, что по крайней мере с одним из этих гоночных автомобилей работал Хубер. С этими автомобилями для формулы 2, гонщики Вилли Хикс, Фриц Рисс и Ханс Штук продолжили свою успешную карьеру.
Кроме того, были заказы на строительство специальных кузовов для частных заказчиков. Для владельца завода в Аугсбурге Вильгельма Мартини он построил Volkswagen с привлекательным кузовом-кабриолет, а также потрясающий Fiat Topolino, который отражал дизайн гоночных автомобилей Veritas в миниатюре. К сожалению, сам Вилли Хубер почти не оставил записей о своих проектах. Вполне возможно, что он построил еще больше интересных моделей, о которых мы ничего не знаем. Его, по-видимому, последний заказ на изготовление кузовов снова поступил от BMW. В гоночном подразделении, которым тогда руководил Алекс фон Фалькенхаузен, в 1961 году созрели планы построить настоящий гоночный автомобиль на базе BMW 700. Хейнц Эйплин (Heinz Epplein) был конструктором небольшого открытого автомобильчика с пространственной рамой сделанной также на заводе под его руководством. Но на месте не нашлось никого, кто мог бы построить для него подходящий алюминиевый корпус. На ум неизбежно пришел Вилли Хубер.
Лодки для пограничной полиции
Поле деятельности Хубера не заканчивалось автомобилями. Быстро разнесся слух, что этот человек может делать все, что хоть немного связано с металлом. Он ремонтировал подвесные моторы для рыбаков, делал металлическую фурнитуру для быстроходных катеров и строил зимние сады.:) Но основным его занятием в 1960-х и 70-х годах было судостроение. Около 20 судов из нержавеющей стали выкатились из его мастерской, предназначенной для использования в качестве рыбацких лодок на озере Кимзе или моторных лодок для пограничной полиции на озере Кёнигсзе. Некоторые из его творений используются до сих пор. Однако с возрастом он все чаще обращался к более простым заданиям, заработав репутацию прежде всего своими искусно изготовленными каретными фонарями, которые он производил в большом количестве.
Слева: Вилли Хубер построил красивый мини-Veritas на базе Fiat Topolino для производителя Martini.
Справа: Последний заказ от BMW — алюминиевые кузова для двух моделей BMW 700RS.
Такой специалист, как Вилли Хубер, несомненно, достиг бы определенного благополучия в наши дни. Но сам он оставался скромным человеком — для него качество работы было важнее, чем простое денежное вознаграждение. Вилли Хубер умер 9 сентября 2002 года в возрасте 91 года.
текст Raceport.ru
По материалам Хаген Нинкля и архива BMW
Компания Рейспорт специализируется на диагностиках перед покупкой, реставрации и обслуживании классических BMW и янгтаймеров.