Об авторе Духа Экстаза Чарльзе Робинсоне Сайксе
О талантливом художнике, иллюстраторе и скульпторе, наиболее известного как создателя талисмана Дух Экстаза расположенного на радиаторных решетках автомобилей марки Роллс Ройс.
ЧАРЛЬЗ РОБИНСОН САЙКС: 18 ДЕКАБРЯ 1875 — 6 ИЮНЯ 1950
— Краткий обзор жизни и карьеры Чарльза Робинсона Сайкса, родившегося 18 декабря 1875 года.
— Талантливый художник, иллюстратор и скульптор, наиболее известный созданием талисмана Spirit of Ecstasy.
— Оригинал скульптуры выставлен в Национальном автомобильном музее в Больё.
— Тесно связан со многими ведущими фигурами в истории основания Rolls-Royce.
— Другие известные работы включают в себя гоночные кубки и коммерческое искусство.
«Наиболее известный потомкам как создатель Spirit of Ecstasy, Чарльз Сайкс был многогранно одаренным художником с глубокими связями с главными фигурами в истории Rolls-Royce. Его профессиональные и художественные отношения с Элеонор Торнтон были решающими в его творчестве, для которого она была, возможно, его величайшей музой; он также пользовался поддержкой двух влиятельных покровителей в лице лорда Монтегю из Болье и Клода Джонсона, от имени которых он создал некоторые из лучших и самых долговечных произведений искусства. Его картины с изображением автомобилей Rolls-Royce уникальным образом передают их изящество и красоту, а в своих изображениях их почти исключительно аристократических владельцев он открывает захватывающее окно в мир, который теперь исчез».
Эндрю Болл, глава отдела корпоративных отношений и наследия компании Rolls-Royce Motor Cars
Чарльз Робинсон Сайкс родился 18 декабря 1875 года в Броттоне, шахтерском поселке недалеко от Кливленда на северо-востоке Англии. Его отец и дядя были талантливыми художниками-любителями и поощряли его заняться профессиональной карьерой.
Сайкс начал свое художественное обучение в колледже искусств Резерфорда в Ньюкасле. В 1898 году он выиграл стипендию в Королевском колледже искусств в Лондоне, где изучал рисунок, живопись и скульптуру под руководством выдающихся преподавателей, включая анатома Артура Томсона, иллюстратора Уолтера Крейна и, что наиболее важно, известного скульптора Эдуарда Лантери. Сайкс остался в столице после окончания учебы и быстро зарекомендовал себя как многогранно одаренный художник.
В 1902 году издатель журнала заказал Сайксу несколько эскизов. Однако клиент не мог заплатить наличными. Вместо этого он познакомил Сайкса с Джоном Монтегю, который позже стал вторым бароном Монтегю из Болье, но в то время пытался запустить свой собственный журнальный проект — глянцевый еженедельник под названием The Car Illustrated.
Благодаря тому, что Сайкс предоставлял «иллюстрированные» элементы, включая все, от обложки до модных рисунков, журнал процветал. Это был один из первых журналов, где изображения печатались в полном цвете, и Сайкс в полной мере воспользовался новыми творческими возможностями, которые это ему предоставило. Он особенно интересовался греческой мифологией и часто вводил в свою работу классические отсылки. Одним из примеров является его рождественская обложка 1907 года под названием «Навстречу рассвету» , на которой было изображено то, что впоследствии стало повторяющейся темой и, со временем, мировым символом: гибкая крылатая богиня.
Весьма вероятно, что вдохновением для этой фигуры послужила молодая женщина по имени Элеонора Торнтон, которая была помощницей Джона Монтегю; она также была давней любимой музой Сайкса, позировавшей ему во многих случаях. Поскольку теперь они работали вместе над журналом Монтегю, их истории неизбежно стали еще более тесно переплетены.
В 1903 году в Ирландии состоялись престижные гонки Gordon Bennett Motor Race. Монтегю и его друг Чарльз Роллс ранее отличились в гонках на дальние расстояния. В тех случаях был один трофей, присуждаемый клубу-спонсору победившего водителя. Монтегю хотел подарить новый трофей, который должен был быть вручен клубу, достигшему наилучшего совокупного результата. Сайкс должным образом изготовил серебряную скульптуру женской фигуры, весьма вероятно, смоделированную по образцу Элеоноры, держащей в воздухе автомобиль с серебряными крыльями. Монтегю был в восторге, заявив: «Мистер Сайкс соединил оригинальность дизайна с красотой концепции».
Наряду со своей коммерческой работой Сайкс продолжал развивать свою практику в области изящных искусств. Монтегю заказал триптих для приходской церкви Болье и бронзовую Мадонну с младенцем, которая до сих пор выставлена в доме семьи Монтегю. Талант Сайкса к скульптуре был официально признан, когда его бронзовая «Вакханка» — снова почти наверняка основанная на Элинор Торнтон — была выставлена с большим успехом в Королевской академии художеств (RA) в Лондоне и Парижском салоне.
Сайкс и его жена Джессика, его возлюбленная детства, на которой он женился в 1903 году, стали близкими друзьями семьи Монтегю и часто останавливались в качестве гостей в Болье. Эти визиты давали Сайксу многочисленные возможности увидеть и попутешествовать на последних моделях автомобилей Rolls-Royce, особенно на Silver Ghost, которым его хозяин владел с 1908 года. Эти встречи вдохновили его на создание картин, изображающих Silver Ghosts в сценах из автомобильной жизни того периода. На одном из примеров изображены Монтегю и его друзья, прибывающие на дневные съемки в первом Silver Ghost Монтегю, номер шасси 60751, названном Dragon Fly . В «Ноктюрне в синем» Серебряный призрак прибывает в загородный дом ночью; в «Призраке, настигнутом рассветом» автомобиль и его сонные пассажиры направляются домой, когда солнце встает над сельской местностью.
Художественное произведение Сайкса, естественно, привлекло внимание Клода Джонсона, известного себе как «дефис в Rolls-Royce», а всем остальным просто как «CJ», который был первым коммерческим управляющим директором Rolls-Royce. На своей предыдущей должности секретаря Автомобильного клуба Великобритании и Ирландии (позднее Королевского автомобильного клуба, или RAC) он также нанял Элеонору Торнтон в качестве своего помощника, прежде чем она перешла на работу в Монтегю.
Характерно, что CJ увидел в картинах Сайкса золотую возможность для рекламы. 80-страничный каталог компании за 1910-11 годы включал шесть оригинальных масляных картин Сайкса, изображающих автомобили Rolls-Royce, прибывающие поочередно в Оперу, загородный дом, гольф-клубы, Meet, Covert-side и Salmon Stream, точно отражая аристократические вкусы и образ жизни своих покровителей. Компания также выкупила авторские права на другие работы, изображающие другие автомобили Rolls-Royce в сумерках, прибывающие на вершину крутого холма и легко преодолевающие снежную бурю.
Вскоре после этого Сайкс взялся за то, что стало его самым известным и долговечным заказом. CJ хотел получить официальный талисман Rolls-Royce — и он сказал Сайксу, что хочет, чтобы он был похож на внушительную греческую статую Ники Самофракийской в Лувре в Париже. Датируемая 190 г. до н. э. и ростом девять футов (2,75 м), она выглядит как крылатое божество, спускающееся с небес. Облаченная в струящуюся тунику и мантию, ее классическое совершенство омрачается только отсутствием головы и обеих рук — возможно, простительным для той, которой более 2000 лет.
Сайкс, однако, чувствовал, что Богиня Победы была слишком воинственной и властной, чтобы быть подходящим объектом. Часто путешествуя в Серебряных Призраках Монтегю, он считал, что более изящная, эфирная фигура лучше выразит его собственный опыт бытия. Его дочь, Жозефина Сайкс («Джо»), позже вспоминала, что он был «очень впечатлен плавностью и скоростью автомобиля и представлял, что даже такое хрупкое существо, как фея, может ездить на капоте, не теряя равновесия».
В настоящее время общепризнанно – хотя и не бесспорно – что, в очередной раз, Элеонора была его моделью для того, что Rolls-Royce описал в письме Джону Монтегю как «дух Rolls-Royce – а именно, скорость с тишиной, отсутствие вибрации, таинственное обуздание большой энергии, прекрасный живой организм с великолепной грацией, как парусная яхта. Таков дух Rolls-Royce, и таково сочетание достоинств, которые мистер Чарльз Сайкс так восхитительно выразил в изящной маленькой леди, которая спроектирована как носовая фигура Rolls-Royce». Компания была в восторге от своей «изящной маленькой богини», в которой Сайкс, по ее мнению, идеально уловил «дух экстаза, которая выбрала дорожное путешествие своим высшим наслаждением и села на нос автомобиля Rolls-Royce, чтобы насладиться свежестью воздуха и музыкальным звуком своих развевающихся занавесок».
Сайкс был назначен единственным поставщиком нового талисмана, который он изготовил в своей студии над скорняжной мастерской Герберта Бардера по адресу Бромптон-роуд, 193 в Западном Лондоне. С 1911 по 1928 год он лично руководил собственной производственной группой, состоящей из литейщика и моделиста по воску; после этого до 1948 года за дело взялась его дочь Джо. Затем Rolls-Royce взялся за работу самостоятельно, используя новые методы литья с нержавеющей сталью.
Чарльз Сайкс умер в 1950 году. Хотя его больше всего помнят по работе с Rolls-Royce, и в частности над Spirit of Ecstasy, он имел долгую, разнообразную и успешную карьеру в качестве коммерческого художника. Он разрабатывал обложки журналов и рекламу для таких клиентов, как сигареты De Reszke, камеры Ensign, мыло для бритья Erasmic и тоник для волос Ucal; он также создавал рекламные плакаты для железной дороги London & North Eastern (LNER), а также рисунки, картины и карикатуры. Его работы по-прежнему высоко ценятся и хранятся в ряде важных коллекций, включая коллекции Британского музея и V&A в Лондоне. В августе 2024 года Rolls-Royce выпустил коллекцию Phantom Scintilla Bespoke, вдохновленную изяществом, динамизмом и воздушной красотой Spirit of Ecstasy; достойная дань уважения шедевру Чарльза Сайкса и его непреходящему наследию.