Mercedes-Benz SL (R129)
Премьера модели с индексом R129 состоялась в Женеве на мартовском автосалоне 1989 года. Тогда на презентации публика с большим интересом отнеслась к автомобилю, гармонично сочетающему спортивный стиль и представительный дизайн. Рекламные проспекты, распространяемые менеджерами на выставке содержали большой объем информации с перечислением вариаций по комплектации и применимых инновационных решений в новом родстере.
Энтузиасты марки и специалисты работающие в автомобильной сфере ценят эту генерацию SL не только за его конструкцию, но и за его высокий технический уровень. Уже через год после презентации в 1990 году сто двадцать девятый получает награду Car Design Award в Турине в номинации среди серийных автомобилей. Приз тогда получил лично директор отдела дизайна Mercedes-Benz Бруно Сакко. Дизайн SL носит фирменный стиль художника: четкие линии, поверхности без всевозможных излишеств и слегка клиновидный корпус. Форма кузова обеспечивает хорошую аэродинамику: при стандартной жесткой крыше R 129 достигает превосходного значения того времени, что выражается в цифрах тридцать две сотых коэффициента аэродинамического сопротивления.
129-я модель плавно продолжила традицию серийного спортивного наследия Mercedes-Benz SL. Все началось с модели 300 SL с индексом кузова W 198 выпускаемого с 1954 по 1963 годы и версии 190 SL в кузове W 121 годы выпуска с 1955 по 1963 год. За ними последовала модель известная как «Пагода» с индексом кузова W 113 которая собиралась на конвейере с 1963 по 1971 годы, а также модель SL R107 предлагаемая заводом с 1971 по 1985 годы, одновременно с купе класса люкс SLC с индексом C107.
Сама аббревиатура SL впервые появилась в 1952 году на мировых гоночных трассах. Родоначальником стал автомобиль гоночный автомобиль 300SL с индексом кузова W194, который сразу же выиграл четыре из пяти гонок в своем первом и единственном гоночном сезоне.
И окунувшись в историческое прошлое возвращаемся к нашему нынешнему герою.
Как утверждает архив Mercedes-Бенц классик разработка R129 началась еще в середине 1970-х. Когда у правления возникли соображения по поводу купе, созданного на основе открытого спортивного автомобиля, такого как кузов 107, но разработка по каким-то причинам остановилась и не была реализована. Позже в начале 1980-х работа значительно ускорилась. Модель, которая была исследована в аэродинамической трубе в ноябре 1981 года, уже имеет четкий дизайнерский знак эпохи Бруно Сакко. 17 октября 1984 года родстер получил одобрение своей внешней формы, а 10 декабря 1985 года на Mercedes-Benz утвердили, что производство модельного ряда R 129 должно начаться в августе 1988 года.
Запуск нового родстера в 1989 году планировали начать с двух моделей, с трехлитровым шестицилиндровым рядным двигателем 300 SL мощностью 190 л.с. и более прогрессивной версии с четырьмя клапанами на цилиндр развивающую уже 231 л.с., и пятилитровую модель 500 SL с V8 мощностью 326 л.с. до 1992 года и с 320 лошадиными силами после 1992-го. Разработка топовой модели с двигателем V12 была одобрена компанией еще в декабре 1986 года, но появление флагмана было отложено.
В 90-тые, золотые годы автомобилестроения в Штутгарте как и в любой другой серьезной европейской автомобильной компании серьезную долю в разработке автомобилей уделяли высоким требованиям к пассивной безопасности. Однако обще признанные краш-тесты того времени не совсем подходили к автомобилям без крыши из-за опасности при опрокидывании. Из-за этого при проектировании автомобиля инженеры пытались сделать кузов типа Targa в котором центральная стойка кузова солидно расширяется неся за собой мощную дугу безопасности. Что сильно нарушает классические линии родстера.
В компании Mercedes-Benz решили не отказываться от сложившегося годами наследия и решили пойти иным путем. Конструкторы предложили новое решение — автоматическую дугу безопасности. Автором идеи стал Инженер Карл-Хайнц Бауманн с игравший ключевую роль в изобретении. Предварительно нагруженный пружинно-амортизаторный блок поднимает дугу безопасности в критических дорожных ситуациях всего за 0,3 секунды.
Еще одним нововведением в области пассивной безопасности и комфорта стали сиденья с электрической регулировкой, впервые реализованные Mercedes-Benz как раз на модели R 129. Как и трехточечные ремни безопасности с преднатяжением.
Еще из инноваций стоит отметить разработку полностью автоматического складного верха модели R129. Он имеет сложную кинематику, а блок управления контролирует процессы с помощью 17 концевых выключателей. В новом тогда SL была впервые применена защита от сквозняков. Сегодня это решение является одним из стандартов для открытых транспортных средств. Еще одной особенностью была жесткая крыша с панорамным стеклянным люком, доступная в последующие годы.
Модели R129 досталось современное разработанное шасси способствующее комфортному перемещению пассажиров. Одним из элементов стала адаптивная система демпфирования ADS, мировая премьера которой состоялась именно на модели R129. Она полностью автоматически регулирует демпфирование в соответствии с условиями движения за доли секунды и сочетается с автоматическим самовыравниванием.
С самого начала производства родстер стал пользоваться хорошей покупательской способностью. Завод в Бремене без дела не сидел. За первые два с половиной года производства к декабрю 1991 года с конвейера сошло не менее 52 204 автомобиле. Только в 1991 году было выпущено 25 709 спортивных родстеров. Более трети из них около 35 процентов было экспортировано в Северную Америку. Германия была вторым по важности рынком с чуть более тридцатью процентами от общих продаж.
Летом 1992 года Mercedes-Benz представил новую топ-модель 600SL с двигателем V12 мощностью 394 л.с. Это был первый SL с двенадцатицилиндровым двигателем. Его эксклюзивный характер подчеркивал интерьер с отделкой из натурального дерева и кожи. Снаружи только табличка с моделью и значок V12 указывали на топовый двигатель. В остальном все было достаточно скромно, не иных бамперов не других кричащих регалий.
В июле 1993 года в маркировке обозначений автомобилей Mercedes-Benz прошла реорганизация. Изменения коснулись и модели SL. C этого момента обозначение класса шло перед числом обозначающим объем двигателя, а не после как ранее. В то же время две трехлитровые версии ─ 300 SL и 300 SL 24 ─ были заменены на новые модификации SL 280 с 193 лошадиными силами и на SL 320 с 231 лошадиными силами. У обоих были четырехклапанные шестицилиндровые двигатели. Родстер SL 500 V8 и топ-модель SL 600 V12 также получили новые имена. К этому моменту уже было выпущено 85 300 автомобилей модельного ряда R 129, причем SL на тот момент был самым успешным в мире открытым автомобилем класса люкс.
Эксклюзивные специальные модели и более спортивные топ-модели еще больше способствовали успеху модельного ряда R 129 в 1990-х годах. Таким образом, в результате прямого сотрудничества Mercedes-Benz с AMG в 1993 году была создана новая топ-модель SL60 AMG с мощностью 381 л.с. Всего с 1994 по 2001 год было создано 20 специальных серий в различных модификациях, что составило от 10 до 1515 автомобилей. К известным специальным моделям относятся, например, Mille Miglia Edition и Special Edition.
На автосалоне IAA 1995 года бренд из Штутгарта представил модифицированную модель SL. Автомобили после рестайлинга можно узнать по решеткам радиатора с шестью планками, исключительно белыми элементами поворотников, обновленными задними фонарями и новыми боковыми молдингами.
Технические модификации включали новую пятиступенчатую автоматическую коробку передач с электронным управлением для моделей 500SL и 600SL. Под девизом «свет из газа» Mercedes-Benz представил новые ксеноновые фары головного света. Световой поток газоразрядных ламп светил вдвое лучше, чем у обычных галогенных ламп.
Обновленный SL также впервые представил новый панорамный стеклянный люк, состоящий из четырех стекол разной толщины, которые были прикреплены к несущей конструкции из алюминия. Он был доступен опционально с 1996 года.
Во время производства сто двадцать девятый SL постоянно совершенствовался. Например, все модели родстера с декабря 1997 года получают систему BAS Brake Assist. В апреле 1998 года Mercedes-Benz представил вновь обновленный SL на автосалоне в Турине. Фейслифтинг включал, среди прочего, новые двигатели V6 в моделях SL 280 с 204 лошадиными силами и SL320 с 231 лошадиными силами, а также новый двигатель V8 в моделях SL 500 с 306 лошадиными силами.
Внешние изменения включали алюминиевые колеса с пятью отверстиями, оголившуюся выхлопную систему, наружные зеркала заднего вида, форма которых напоминает те что стоят на SLK R170, а также дверные ручки и цилиндры замков в цвет кузова автомобиля. В салоне выделялось новое четырехспицевое рулевое колесо, приборная панель с хромированной рамкой и стандартная отделка кожей Nappa.
В 1999 году последовали две версии AMG обновленного SL. SL55AMG который получил пять с половиной литровый двигатель V8 мощностью 354 лошадиных сил, который уже использовался в других моделях Мерседес. С другой стороны, SL 73 AMG открыл новое измерение в производительности автомобилей марки Мерседес благодаря двигателю V12 мощностью 525 лошадиных сил. Особенностью моделей AMG, наряду со спортивным видом, были разноширокие шины с большими алюминиевыми дисками.
Производство элегантного родстера закончилось в 2001 году. Всего за двенадцатилетний период производства было выпущено 204 940 автомобилей. Самой успешной моделью можно считать версии 500SL и SL500 выпущенные тиражом почти в 80 000 единиц. Разнообразие родстера было подчеркнуто стильными вариантами индивидуальной программы оснащения, предоставляемыми программой Designo, а также бесчисленными специальными версиями.
Сейчас модель R129 перешла в статус янгтаймеров и вновь очаровывает автомобильных энтузиастов уже как классическая единица. И для большинства уже не важно досталась им версия с шестицилиндровым двигателем или что то из флагманов серии, в большинстве случаев люди выбирают среди автомобилей, экземпляр в хорошем состоянии, желательно не тронутых тюнинговыми ателье и частными фантазиями прежних владельцев.