05 марта 2017 20:59

История Top Gear

Оцените материал
(1 Голосовать)

 

Каждый уважающий себя автолюбитель наверняка хотя бы раз смотрел Top Gear. Это одна из самых популярных телевизионных программ во всем мире, породившая журнал, вебсайт, Live-шоу и множество других продуктов. Но как вы думаете, сколько лет этой передаче? 10? Может быть, 20? Не-а.

История Top Gear стартовала в 1977 году, 40 лет назад. Задолго до интернета и мобильных телефонов парни с BBC начали разговаривать об автомобилях. Давайте же пройдемся по основным вехам истории передачи.

 

 

1987: Появление Кларксона

 

В 1987 году одним из продюсеров передачи стал Джон Бентли (нет, никакого отношения к известной фамилии он не имеет). И он сразу же пригласил в качестве ведущих гуру автоспорта и бывшего пилота F1 Тиффа Нидела и обозревателя журнала Performance Car Magazine Джереми Кларксона. Они сделали программу более критической, живой и в чем-то даже спорной. Такой подход оправдал себя и был встречен значительным увеличением популярности. Вдобавок к этому организовали новые конкурсы, такие как, например, «Раллийный гонщик», главным призом которого было участие в RAC Rally, британском этапе чемпионата мира.

 

А вот таким было первое появление Кларксона на Top Gear:

 

 

1990: Подключение женщин.

 

 В девяностые передача получила еще больше новых лиц. В 1990 году пришла женщина-ведущий Мишель Ньюман, чуть позже появился Стив Берри, специализирующийся на мотоциклах, а в 1997 подключилась еще одна женщина-пилот, Вики Батлер-Хендерсон.

 

В этот перио шоу получило много критики за пропаганду безответственного и опасного вождения и за то, что совсем не уделяли внимания охране окружающей среды. Несмотря на эти обвинение, а, возможно, и благодаря им, шоу продолжает привлекать и удерживать огромную армию преданных фанатов.

 

С возросшей популярностью пришло новое восприятие фактора внимания, что особенно сильно отразилось на мнении автопроизводителей. Один отрицательный отзыв от Top Gear мог потенциально пошатнуть продажи той или иной модели или наоборот, поднять их, но как оказалось, это влияние было сильно преувеличено. Так, например, критические замечания о Toyota Corolla вообще никак не отразились на продажах, а множество похвалы в адрес Renault-Alpine GTA / A610 по сути ничем помочь ей не смогли.

 

1999 – 2001: Падение популярности и закрытие.

 

В период 1999-2000 ведущие начали покидать передачу, в их числе оказался и Кларксон. К тому же, один из них, Брендан Куган, присоединившийся к команде в 1998-м, был обвинен за вождение в нетрезвом виде. Аудитория шоу резко упала с шести миллионов зрителей до трех с половиной. В 2001 году передачу, которой к тому времени исполнилось 24 года, было решено закрыть.

 

2002: Fifth Gear («Пятая Передача») – Top Gear под новым именем.

 

В 2002 году коммерческая телекомпания «5 Канал» запустила новую автомобильную передачу Fifth Gear со многими бывшими ведущими Top Gear в главных ролях: Квентин Уилсон, Вики Батлер-Хендерсон и Тифф Нидел. Изменение названия случилось потому, что права на имя Top Gear остались у BBC, несмотря на то, что шоу делал все тот же продюсер Джон Бентли. Вместе со всеми в новую программу перекочевала почти вся старая съемочная группа и только один человек, Джейсон Барлоу, заключил с BBC контракт на производство новой передачи ‘Wrong Car, Right Car’, для которой снял в общей сложности 23 эпизода.

 

 

2002: Перезапуск Top Gear.

 

После выпуска первого эпизода «Пятой передачи» BBC решили возобновить Top Gear, полностью изменив формат шоу с «журнального» на студийный. В качестве главной звезды был приглашен Джереми Кларксон, к которому присоединился Ричард Хаммонд и Джейсон Доу. Последний участвовал лишь в первых двух сезонах и был заменен на Джеймса Мэя, после чего состав не менялся до сих пор. Программа получилась настолько другой, что даже в самом шоу прежний формат называют «Старый Top Gear».

 

В новом облике передача стала длиться час и в ней состоялся дебют Стига (The Stig), анонимного гонщика. Таинственная персона добавила еще больше интереса и дополнительную интригу, получившую известность даже за пределами аудитории шоу.

 

Первоначально Стиг был полностью «черным», но когда Перри Маккарти рассекретил себя как человека под черным шлемом, он был немедленно уволен, а его место занял привычный уже «белый» Стиг.

 

2006: Переезжаем или нет?

 

В 2006 году BBC запретили использовать Дансфолд и они запланировали перенести съемки Top Gear из в Оксфордшир, но совет графства не дал разрешения на переезд из-за шума и загрязнения. Однако съемки в мае все же произвели на старом месте даже с отсутствием разрешения.

 

2006: Авария.

 

20 сентября 2006 года Ричард Хаммонд серьезно пострадал в аварии турбореактивного драгстера прямо во время съемок. BBC отложили трансляцию и заявили, что шоу будет задержано до тех пор, пока Хаммонд не оправится. Спустя несколько недель съемки возобновились.

 

 

2007: Рейтинги и HD.

 

Рейтинги продолжали расти с каждой эпизодом и первый показ 9 сезона привлек больше зрителей чем финал самого популярного шоу «Большой Брат». В 2007 также увидел свет специальный эпизод Top Gear Polar Special, впервые снятый в HD. Джереми Кларксон и Джеймс Мэй стали первыми, кто добрался до магнитного полюса на автомобиле, используя его GPS-навигатор.

 

2008: Top Gear Live.

 

2008-й стал годом первой адаптации ТВ-передачи в живое шоу на арене под названием «Top Gear Live». Тур стартовал в Лондоне и в конечном счете посетил пятнадцать стран по всему миру, демонстрируя силу бренда Top Gear. Новый Top Gear Live Show в 2015 станет кругосветным туром.

 

2009: Слишком предсказуемо?

 

Когда популярность Top Gear возросла до небес, британские таблоиды делали все возможное, чтобы раскрыть личность Стига. Несмотря на то, что в автоспортивном содружестве это было секретом Полишинеля, BBC отказывалась раскрывать тайну. В начале 13 сезона Кларксон заявил, что личность Стига раскрыта:

 

 

В действительности вторым Стигом был британский гонщик Бен Коллинз, хотя и другие пилоты иногда надевали белый кмбинезон для съемок, как Михаэль Шумахер за рулем собственной Ferrari FXX в эпизоде выше. Когда Коллинз выдал себя, опубликовав книгу о своих приключениях на шоу, он подвергся той же участи что и Перри Маккарти и был уволен. Личность нового Стига до сих пор в секрете. Все, что мы знаем… его зовут Стиг.

 

В течение 14 сезона шоу получило много критики по поводу того, что программа стала слишком предсказуемой и слишком полагалась на трюки и шутки, вместо того, чтобы стать немного серьезней. В процессе роста популярности фокус сместился с серьезной и объективной информации на более легкий развлекательный формат на автомобильную тематику.

 

Вдобавок к этому, в Top Gear все чаще стали применять шутки «на грани», комментируя албанцев, Америку, азиатов, умственно отсталых, мексиканцев, мусульман, нацистов, проституток, румын, водителей грузовиков итд. Хотя стеб считается неотъемлемой частью Top Gear, создается ощущение, что беззаботные шутки звучат невинно, но явно рассчитаны на то, чтобы вызвать споры. И случается это довольно часто, чтобы быть случайностью.

 

 

2014: Споров все больше.

 

Прошлогодний сезон стал пиком для порождающих споры шуток. Один из электронных таблоидов опубликовал видео, на котором Кларксон бормотал какой-то расистский стишок, а в Аргентине съемочная группа была атакована толпой разъяренных местных жителей из-за провокационного номерного знака на Porsche Кларксона, намекавшего на фолклендский конфликт.

 

 

2015: Виден ли конец Top Gear?

 

Перед началом каждого сезона неизбежно возникали дебаты о том, как долго Top Gear продержится в нынешнем формате. Никто не представлял завершения проекта.

 

Трое ведущих вместе уже более десяти лет и передача оставалась самым популярным автомобильным шоу на планете, а бренд Top Gear по-прежнему приносит BBC большие деньги. Судя по всему, все прекратится только тогда, когда Джереми Кларксон решит, что с него хватит. Или его в конце концов уволят за слишком противоречивую шутку.

 

Такова история Top Gear, со всеми взлетами и падениями. Шоу оставалось очень популярным, которое смотрели более 350 миллионов человек по всему миру. Кто же знал что небольшой скандальчик, выльется в такой развод.