Все статьи 05.03.2017

Аэродинамика доктора Камма

“Огромный потенциал аэродинамики автомобиля скрыт в его задней части”
— Др. Тедди Волл, главный по аэродинамике в Daimler-Mercedes.

И первым об этом догадался немецкий профессор Вунибальд Камм, посвятивший много работ аэродинамике и дизайну автомобилей. Главная задача перед ним стояла в снижении турбулентности на высоких скоростях, что давало бы не только улучшение сцепных качеств, но и повышало максимальную скорость при одинаковой мощности. Летом 1938 года в соавторстве с инженером фон Рейнхард Кениг-Фашсенфельдом искомая форма кузова, точнее его задней части, была найдена. Впервые она была применена на автомобиле BMW 328, который так и назвали — “Камм-купе”, и с тех пор это название закрепилось за всеми автомобилями с такой же характерной задней частью.

Дизайн отличался покатой крышей, уходившей на конус, который резко усекался сзади. Это и стало тем компромиссом между низким сопротивлением воздуха и практичностью, получивший впоследствии поистине всемирное распространение. Разница между старыми формами спортивных автомобилей и “Камм-купе” хорошо заметна на этой фотографии двух BMW 328.

Различие на первый взгляд вроде бы и незначительное, но у “Камм-купе” коэффициент лобового сопротивления был всего лишь 0,25 против 0,35 у “классического” купе. Идея Камма была в том, что если идеальную форму в виде капли отрезать в некоей промежуточной точке и плавно опустить вниз, то аэродинамические показатели пострадают несильно, при этом останется выигрыш в простоте конструкции. Спор о пропорциях Камм-“хвоста” ведется до сих пор, но классической считается такая форма, которая “отрезается” в месте, где сечение конуса достигает 50% от общей площади сечения автомобиля.

В 1940 году опытный образец отправили на гонки “Милле-Милья”, где он, к сожалению, сошел с дистанции из-за технических проблем. Но самое смешное, что автомобильным дизайнерам это решение показалось чересчур безобразным, и к нему вернулись лишь в начале шестидесятых при постройке мощных спортивных автомобилей. Хотя впоследствии Камм-“хвост” стали использовать и в обычных, “гражданских” автомобилях.

Вот далеко неполный список как спортивных, так и не очень спортивных, автомобилей “Камм-купе”: 1962 Ferrari 250 GTO, 1963 Aston Martin DP215, 1965 Ford GT40, 1968 Chevrolet-Corvette, 1970 Citroen SM, 1970 Alfa Romeo Montreal, 1984 Honda CRX, 2004 Citroen C4 Сoupe.

История на этом не заканчивается, в связи с набирающей обороты идеей о экономичности и переходом на электро и гибридные автомобили, такая форма кузова станет чуть ли не одной из основных в ближайшем будущем.

Другие статьи